Верховная Рада отклонила проект закона №3573 «О штрафных баллах», на скорую руку сработанный служителями жезла и поданный в парламент Кабинетом Министров.
Напомним, что штрафные баллы за нарушение Правил дорожного движения предполагалось ввести с 1 января 2010 года — в соответствии с Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения», принятым 24 сентября 2008 года.
По официальной версии представителей милицейского ведомства, возвращение системы штрафных баллов должно было благоприятно повлиять на безопасность дорожного движения и ужесточить ответственность за систематические нарушения ПДД. Хотя и без коммерческой стороны вопроса наверняка не обошлось. Мы уже рассказывали (см. АР №12, 2009), что за новый пластиковый талон техосмотра сейчас дерут аж 100 грн. Сколько же люди в погонах хотели брать за аналогичный талон предупреждений, но снабженный микросхемой?
Каждый Законопроект перед его рассмотрением в обязательном порядке изучается Главным научно-экспертным управлением Верховной Рады: специалисты признали проект закона №3573 «сырым» практически по всем статьям. Так, в случае начисления 30 и больше штрафных баллов в течение года, законопроект обязывал водителя сдать теоретический экзамен по ПДД. Если же водитель не сдаст этот экзамен, ему грозило изъятие «прав», что не предусмотрено Админкодексом. Более того, таким образом на водителя накладывалось бы взыскание за те правонарушения, за каждое из которых он уже был привлечен к административной ответственности. А это противоречит требованиям ст. 56 Конституции Украины, которая гласит, что никто не может быть дважды привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение.
Кроме того, законопроектом предусматривалось, что «права» должны изыматься в порядке, определенном подзаконным актом. Но Кабмин не может определять порядок изъятия водительского удостоверения, поскольку такая процедура предусмотрена Админкодексом.
Еще одна серьезная проблема связана с ответственностью за нарушения Правил, зафиксированные с помощью «работающих в автоматическом режиме специальных технических средств…» В данном случае существующее законодательство устанавливает своеобразную презумпцию вины владельца транспортного средства (ст. 14-1 КоАП), на которого фактически возлагается обязанность доказывать отсутствие своей вины, причем уже после вынесения постановления о наложении на него административного взыскания. А дополнение Админкодекса положениями о начислении штрафных баллов эту нелепость лишь усугубит — поскольку за рулем может быть вовсе не владелец автомобиля: он может не иметь «прав» и пользоваться услугами наемного водителя. Автомобиль может принадлежать юридическому лицу, а в рейс на нем могут отправиться два водителя.
И, конечно же, эксперты обратили внимание на совершенно неадекватный механизм начисления штрафных баллов за то или иное нарушение. Так, за разговор по мобильному телефону предлагалось начислять 7 баллов, а за ДТП с потерпевшими — ни одного; за создание аварийной ситуации — 15, а за ДТП с материальным ущербом — только 10…
Но больше всего вопросов вызвало использование талонов предупреждений в качестве платежных карточек для уплаты штрафов. Дело в том, что выдача талонов предупреждений является компетенцией ГАИ, тогда как платежная карточка эмитируется банковским учреждением, является его собственностью и имеет определенный срок действия. При этом необходимо заключение договора с банком, открытие счета и внесение на него определенной суммы. Следовательно, непонятно, как можно объединить в единое целое талон предупреждений и платежную карточку, чтобы этот предмет можно было использовать для уплаты штрафов.
Специалисты Главного научно-экспертного управления пришли к выводу, что вместо громоздкого и несовершенного порядка начисления штрафных баллов гораздо целесообразнее было бы внести в Админкодекс соответствующие изменения, устанавливающие ответственность водителей за систематические нарушения ПДД.
Поэтому проект Закона «О штрафных баллах» не только не прошел в первом чтении, но и вовсе был отклонен. Но та баснословная прибыль, которую сулит введение пластиковых талонов предупреждений, непременно приведет к тому, что аналогичный документ вскоре может снова появиться в стенах Верховной Рады — и это несмотря на то, что талоны к водительским удостоверениям у нас собираются отменить.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий