среда, 12 августа 2009 г.

Слепой полет

Этот термин давно прижился в ­авиации — он означает, что летчик пилотирует самолет, полагаясь только на показания приборов. Но вести по приборам автомобиль...





Тем не менее еще в 2006 году американский Институт Джернигана, который занимается проблемами слепых людей в США, объявил о проекте Blind Driver Challenge — конкурсе на разработку аппаратуры для вождения автомобиля вслепую! За работу взялись специалисты Вирджинского технологического института: за три года, пользуясь идеями проекта автомобиля-робота Odin, завоевавшего третье место в соревновании DARPA Urban Challenge в 2007 году (АР №22, 2007), они построили ходовой макет на шасси багги, оснащенный системой лазерных дальномеров и компьютером для обработки данных. Главный вопрос — как передать слепому водителю информацию о препятствиях, которые «видит» электроника? Для этого американцы сконструировали специальное устройство, которое с помощью струек сжатого воздуха, направленных в лицо, «показывает» расположение помех! Вдобавок синтезатор речи выдает подсказки типа «правее/левее», рулевое управление оснащено акустической обратной связью — звуковые сигналы помогают понять водителю, насколько точно он поворачивает баранку, — а роль спидометра играет вибрационная жилетка.











Испытания прототипа прошли успешно: электронный помощник оказался куда эффективнее, чем подсказки зрячего человека, сидящего справа от водителя. Следующий этап — постройка электромобиля с низким уровнем собственных шумов: для человека, который в основном полагается на слух, это особенно важно.





Однако главное препятствие для массового применения подобных электронных устройств кроется не в технической области, а в законодательной: разрешат ли вообще слепому водителю выезжать на дороги общего пользования? Тем не менее авторы проекта Blind Driver Assist полны оптимизма: ведь эту технологию можно применить и в других областях, во многом облегчив жизнь слепых.

Комментариев нет:

Отправить комментарий