Каждый год более 300 гонщиков – мотоциклистов и пилотов машин – собираются на соревнованиях в Макао. Гран-при в бывшей португальской колонии, получившей автономию лишь десять лет назад, проводятся с 1954 года. Статус гонок постепенно перешел из любительского в профессиональный. Спортивные машины сменились гоночными свободного класса. С 1974 года трасса принимала соревнования категории Formula Pacific. Гран-при Макао разыгрывается в классе машин F3 с 1983 года, и эта гонка считается одной из самых значимых гонок в младших гоночных сериях. На узкой трассе, огороженной черно-желтыми рельсами безопасности, побеждали такие знаменитые пилоты, как Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. Интересно, что 16 пилотов, принявших участие в последней гонке сезона-2009 Формулы-1, выступали в Гран-при Макао, но выиграть так и не смогли.
Заезды легковых машин в Макао – непременный атрибут гоночного уик-энда. Однако большую часть истории соревнований гонки седанов оставались в тени сражений гоночных автомобилей, которым трасса подходит гораздо лучше. Лишь в начале восьмидесятых серьезные игроки пришли в это казино. Немцы Ханс-Йоахим Штук и Манфред Винкельхок принесли первые победы для заводской команды BMW. С тех пор баварские седаны третьей серии и купе шестой завоевали 21 победу на трассе в Макао, что является абсолютным рекордом.
Если соревнования гоночных машин на этой трассе выглядят вполне уместно и по праву носят статус гран-при, то заезды легковых автомобилей всегда рассматривались в качестве гонок поддержки. Вряд ли что-то изменилось после включения гонки в календарь WTCC. Промоутеру чемпионата мира Марчелло Лотти нужна была жемчужина, и он ее получил. А пилотам и механикам первенства достались коварные повороты и бессонные ночи, уходящие на поиск настроек или банальные жестяные работы после очередной аварии.
Трасса протяженностью 6,117 км является самой длинной в календаре чемпионата WTCC, а богатый набор разнообразных поворотов делает ее по-настоящему коварной. На первом секторе, где ширина дорожного полотна составляет 14 метров, машины достигают максимальной за весь чемпионат скорости, а в шпильке Мелку за два поворота до финиша настолько узко, что пилоты вынуждены ехать не быстрее велосипедиста.
Кажется, что на такой узкой трассе достаточно выиграть квалификацию, и победа уже в кармане. Однако чисто пройти несколько кругов удается далеко не всем участникам. Самый большой улов всевозможных аварий собрала гонка WTCC в Макао в этом году.
На первой тренировке разбил машину наш пилот Кирилл Ладыгин. Второй гонщик команды Lada Sport англичанин Джеймс Томпсон попал в аварию в квалификации. Не последнюю роль в этом происшествии сыграли непрофессиональные действия работников трассы. Они попросту на стали убирать за рельс безопасности остановившийся в слепом повороте автомобиль одного из участников. В него и врезался седан Томпсона. Удар был настолько сильным, что Джеймса пришлось отправлять в больницу. В ту же пятницу столкнулись коллеги по команде Seat француз Иван Мюллер и итальянец Габриэле Тарквинии, лидировавшие в чемпионате.
Томас Шиманн, технический директор команды Wiechers, потерявшей одну машину еще до гонки, отнесся к происшествиям спокойно: «В Макао всегда нужно быть готовым к авариям. Это входит в программу соревнований. Вероятность увидеть свою машину на финише равна примерно 0,5».
Слова Шиманна нашли свое подтверждение в гонке, изобиловавшей мелкими авариями и завершившейся крупным столкновением, в которое угодил руководитель конкурентов Wiechers немец Франц Энгштлер. Пилот увернулся от остановившегося автомобиля, но тут же в водительскую дверь седана Энгштлера врезался хэтчбек Seat Leon местного пилота Андре Коуту. Хорошо, что удар пришелся по касательной, иначе Франц не отделался бы лишь переломом ключицы.
Неудивительно, что вновь поднялась волна недовольства трассой. С точки зрения норм безопасности автодром не выдерживает никакой критики, а слабая подготовка местных работников трассы лишь усугубляет впечатление. У Макао нет такой истории, как у Гран-при По или Монако, так стоит ли продолжать проводить гонки на опасной трассе?
Как минимум представителям WTCC стоит подыскать более приемлемое место для кульминационной гонки сезона. Понятно стремление Лотти включить в календарь свое маленькое Монако, однако имидж чемпионата мира от проведения заездов в Макао совсем не повышается. «Мы выступаем в роли гонок поддержки для Гран-при формулы-3, – заявил Шиманн. – Стоит задаться вопросом, а пристало ли чемпионату мира выступать на разогреве у другой гоночной серии?»
Раньше жемчужиной чемпионата Европы легковых автомобилей был марафон в Спа. Однако в Бельгии чемпионат Лотти побывал всего лишь раз. Легендарную Красную воду теперь штурмуют машины категории GT. Да и сам WTCC уже не тот, что был в 1988 году, ведь нынешние гонки длятся всего 25 минут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий