пятница, 27 ноября 2009 г.

Формула-1: История команды Петера Заубера

22 июня 2005 года Петер Заубер был уверен, что передаёт свою команду в надёжные руки: «Партнёрство с BMW – идеальное решение, преследующее выполнение двух целей. Во-первых, команда должна постоянно развиваться. Во-вторых, рабочие на фабрике в Хинвиле должны быть уверены в завтрашнем дне. Сотрудничество с автомобильным концерном открывает отличные перспективы для персонала. За 35 лет моей деятельности в качестве руководителя команды я испытал много трудностей, но теперь я уверен, что будущее коллектива в надёжных руках».



Первые сезоны команда BMW-Sauber демонстрировала прогресс. За подиумами в 2008 году последовали долгожданный поул (Бахрейн) и победа (Канада). Однако в 2009 году произошёл серьёзный спад. Трёхкратный чемпион мира Ники Лауда уверен, что провал сильных команд случился из-за увлечения новомодной системой KERS (системой рекуперации кинетической энергии), на разработку которой команды потратили огромное количество материальных ресурсов и времени. Команда BMW-Sauber одной из первых представила гоночный автомобиль 2009 года, провела больше всех времени на тестах, но до середины сезона результаты гонщиков коллектива оставляли желать лучшего. Решение директоров концерна не заставило себя долго ждать. 2009 год стал последним для команды BMW-Sauber. Инвестиционная компания Qadbak планировала выкупить коллектив, но сделка так и не состоялась. 27 ноября было принято решение продать команду Петеру Зауберу. Сделка состоится в том случае, если FIA допустит Sauber на старт нового сезона. Четыре сотни человек на фабрике в Хинвиле с напряжением ожидают, что решат спортивные чиновники.  



А началась история команды совершенно случайно. Петер Заубер не проявлял никакого интереса к автоспорту, пока один его знакомый не предложил поучаствовать в гонках на автомобилях Volkswagen Beetle. Новое увлечение так захватило электрика Заубера, что в 1970 он построил собственный прототип. Первый автомобиль Заубера строился в подвале дома родителей и носил обозначение С1 (от Christine - в честь жены). Конструкция машины оказалась настолько удачной, что автомобиль выиграл швейцарский чемпионат с первой попытки. Сам Петер продолжал изредка выступать в гонках, но с 1974 года решил полностью сконцентрироваться на управленческой и конструкторской деятельности.



Первые четыре прототипа комплектовались двигателями Cosworth. Спортивный автомобиль Sauber С5 уже оснащался мотором BMW. В 1981 Заубер подготовил специальную версию машины BMW M1. Это был силуэт, спроектированный по техническим требованиям группы 5 и построенный на основе пространственной рамы. Кузов создавался специалистами фирмы Seger & Hoffman Aerospace. Та же компания помогла Зауберу в создании первого прототипа группы С. Спортивная машина SHS C6 стала неудачной из-за маломощного и ненадёжного двигателя Cosworth DFL. В 1983 году была поострена версия с двигателем BMW, а в 1985 появился автомобиль С8, внешне похожий на предшественников, но приводимый в движение мотором Mercedes. К сожалению, первый выезд в Ле-Ман завершился во второй тренировке. Прототип взмыл в воздух на прямой Мюльсан на скорости более 240 км/ч, сделал два оборота и приземлился на колёса. Удивительно, но рама не была повреждена, а двигатель даже не заглох.



Модель С9 стала одной из самых известных в семействе прототипов Заубера. Экономичный двигатель и пересмотренная аэродинамика позволили вмешаться в борьбу лидеров в чемпионате спортивных машин. Прототипы С11 уже именовались Мерседесами и доминировали в 1990 году. За юниорскую команду Mercedes выступали Карл Вендлингер, Хайнц-Харальд Френтцен и Михаэль Шумахер. В сезоне-1991 в Штутгарте почувствовали скорый упадок чемпионата спортпрототипов и приняли решение перейти в Формулу-1. Летом того же года в Хинвиле и Штутгарте уже шли подготовительные работы к дебюту в чемпионате F1. Однако в ноябре 1991 года совет директоров концерна Mercedes решил повременить с таким серьёзным шагом. Заубер приступил к конструированию гоночной машины самостоятельно. Концерн Мерседес оказывал лишь техническую и финансовую помощь, а сам проект был частным.



Дебют автомобиля С12 получился очень успешным. Джей-Джей Лехто в первом же гран-при завоевал для команды 5 место. С 1995 года Sauber – признанный крепкий середняк Формулы-1. Контакты с фирмами Red Bull и Petronas обеспечивают финансовое благополучие и фирменную тёмно-синюю раскраску машин. Лучшим в истории команды стал сезон-2001, когда коллектив Sauber завоевал четвёртое место в кубке конструкторов.



С 1993 года команда Sauber выходила на старт 216 из 218 гран-при. В 1994 на Гран-при Монако в серьёзную аварию попал Карл Вендлингер, а на Гран-при Бразилии 2000 года Заубер принял решение снять команду с участия из-за инцидентов в тренировках, когда на высокой скорости у машин отрывало задние антикрылья. За 13 лет пилоты коллектива набрали 93 очка. Лучшим результатом шесть раз становилось третье место в гонке.



В гонках Формулы-1 машины Sauber теоретически могли стартовать 432 раза. Однако на Гран-при Испании 1994 года не нашли замены Вендлингеру, в 1996 году Джонни Херберт попал в завал на первом старте. В сезоне-1997 Джанни Морбиделли не вышел на старт Гран-при Японии из-за травмы руки. В 2003 году Френтцен заглох на рестарте Гран-при Австрии.



Дважды победа была очень близка. На достопамятном Гран-при Монако 1996 года, когда многие лидеры сошли на первых кругах, Френтцен потерял шансы на первое место из-за столкновения с пилотом Ferrari Эдди Ирвайном. В 1999 году Жан Алези лидировал в Гран-при Франции, но под проливным дождём вылетел незадолго до выезда автомобиля безопасности.



Сейчас рабочие на фабрике в Хинвиле надеются, что команде разрешат вернуться в гонки гран-при. Многие уверены, что в Формуле-1 начинается эра частных команд. Представители FOTA (Ассоциации команд Формулы-1) давно заявили, что хотели бы видеть коллектив Петера Заубера на старте сезона-2010.



Олег Стожков, фото planetf1.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий