среда, 24 июня 2009 г.

Новые «права» — новые проблемы

Украинским автолюбителям предложили новый порядок получения и замены водительских удостоверений: 20 мая Кабинет Министров принял сразу два постановления (№ 487 и № 511), касающихся изменения порядка подготовки и переподготовки водителей, а также порядка выдачи прав и допуска граждан к управлению транспортными средствами.





Наконец-то в официальном документе впервые появилось описание всех 14 категорий и подкатегорий водительских удостоверений, которые были утверждены еще в 2004 году (см. таблицу) и начали выдаваться три года назад (пластиковые карточки зеленого цвета). Без неразберихи вновь не обошлось. Ведь раньше водителю, открывавшему ту или иную категорию, автоматически открывали все соответствующие подкатегории. Например, водителям, получавшим права категории «А», автоматически открывали и подкатегорию «А1» на право управления мопедом. И это логично. Теперь «халява» закончилась: для открытия любой подкатегории придется проходить очередные курсы, включающие не менее 20 часов практического вождения.





Скажем, тому же мотоциклисту придется 20 часов (а это 20 учебных дней или около двух календарных месяцев) учиться ездить на мопеде. И это при том, что в большинстве киевских автошкол курс вождения самой категории «А» меньше — от 9 до 19 часов. При этом владелец прав категории «А» не сможет управлять мотоциклом с коляской: для этого ему придется открывать категорию «В1» — тоже после обучения на соответствующих курсах.


Водитель автобуса должен будет учиться 20 часов для того, чтобы пересесть на 16-местную Газель. А водителю ЗИЛа придется переучиваться, чтобы открыть категорию С1, позволяющую управлять «газоном».


Ну, не бред? А ведь когда несколько лет назад в украинские права вводили 14 категорий, в Департаменте ГАИ рассказывали, что это сделано исключительно для удобства самих же водителей: мол, зачем человеку, желающему ездить только на мопеде, тратить время и деньги на обучение управлению тяжелым мотоциклом? Теперь же — придется тратить и деньги, и время. И вполне очевидно, что данные постановления обеспечат приток новых учащихся в автошколы и вынудят многих обменивать водительские удостоверения — а это удовольствие не из дешевых.





Более того, соответствующих «подкатегорийных» курсов у нас нет — да и программы для них не разработаны. К тому же, никто так и не может объяснить, чем должны отличаться программы подготовки водителей категорий «С1» и «С»; «А1» и «А» и т.д. Скорее всего, отличаться они будут только названием и транспортом, используемым для практического вождения.





Единственное утешение состоит в том, что теперь уже старые «пятикатегорийные» права по-прежнему действительны (в том числе «корочки», выданные в советские времена), а их владельцы и сейчас могут управлять всеми соответствующими подкатегориями — во всяком случае, пока.





Приятно и то, что срок действия прав так и не ввели (хотя в правах будет указана дата открытия каждой категории). В МВД настаивали на введении срока действия прав, но правительство эту идею не одобрило.


Обмен старых прав на новые влетит водителю в «копеечку»: нужно предоставить медсправку и оплатить «услуги» МРЭО. Экзамены придется сдавать только тем, кто последние 12 месяцев не сидел за рулем. Подтвердить «стаж» можно справкой с работы, наличием собственного транспорта, временного регистрационного талона либо доверенности. Таким же образом меняют права, пришедшие в негодность.


Возможность обучаться вождению в индивидуальном порядке отныне не предусмотрена, хотя это все еще разрешают Правила дорожного движения. Выходит, что самостоятельно обучаться все-таки можно, но после нужно выложить денежки за то, чтобы оформить это обучение в одной из автошкол.





Впрочем, это не единственное разночтение данных постановлений с ПДД. До недавнего времени у нас вообще была полная неразбериха с тем, начиная с какого возраста можно садиться за руль, поскольку Закон «О дорожном движении», Положение «О порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами» и Правила дорожного движения устанавливали для этого различный возрастной ценз. Теперь разночтений меньше, но они все равно есть (см. табл.).





Не все понятно и с возрастом, с которого можно обучаться управлению транспортными средствами. Если ПДД разрешают обучаться управлению мотоциклом в 14 лет, а автомобилем — в 16 лет, то «Порядок подготовки водителей…» (исключающий самостоятельное обучение) предусматривает, что к моменту окончания обучения водителю мотоцикла должно исполниться 16 лет, водителю автомобиля — 18 лет, а водителю трамвая и троллейбуса — 21 год.





А ведь мы прекрасно знаем: чем больше нестыковок в законах, тем больше проблем у автомобилистов и тем больше возможностей для мздоимства.





































Все 14 категорий
А1 Мопеды, мотороллеры и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом до 50 см3 или электродвигатель мощностью до 4 кВт
А Мотоциклы и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом 50 см3 и больше или электродвигатель мощностью 4 кВт и больше
В1 Квадро- и трициклы, мотоциклы с боковым прицепом, мотоколяски и другие трехколесные (четырехколесные) мототранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 кг
В Автомобили полной массой до 3500 кг, а количество сидячих мест, кроме сиденья водителя, не превышает восьми
С1 Грузовики полной массой от 3500 до 7500 кг
С Грузовики с разрешенной максимальной массой свыше 7500 кг
D1 Автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, не превышает 16
D Автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, больше 16
ВЕ, С1Е, СЕ, D1Е, DE Составы транспортных средств (с прицепом, полной массой свыше 750 кг, либо сочлененный автобус) с тягачом категории В, С1, С, D1 или D, которым водитель имеет право управлять
Т Трамваи и троллейбусы


 





















Возрастной ценз
Категория транспортных средств Нормативный акт
Правила дорожного движения  Закон «О дорожном движении», Порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств, Положение «О порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами»
А1, А 16 лет 16 лет
В1, В, С1, С 18 лет 18 лет
ВЕ, С1Е, СЕ 18 лет 19 лет
D, D1, D1Е, DЕ 19 лет 21 год
Т (трамвай, троллейбус) 18 лет 21 год


 

























Владельцам «пятикатегорийных» прав в новом водительском удостоверении автоматически открывают все соответствующие подкатегории по следующей схеме: 
5-категорийные права 14-категорийные права
А А1, А
В В1, В
С С1, С
D D1, D
B и Е
C и Е C1E, СЕ
D и Е D1E, DЕ
Т  Трамвай, троллейбус


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий