вторник, 30 июня 2009 г.

Дар Пельтье

Американская фирма BSST сов­местно с концерном Ford ведет работу над кондиционерами нового типа — термоэлектрическими. Для них не нужны контуры с хладагентом, компрессоры и расширители — достаточно использовать так называемый эффект Пельтье, который заключается в нагреве или охлаждении биметаллического проводника при прохождении через него электрического тока. Компания Amerigon, дочерним отделением которой и является фирма BSST, уже выпускает устройства подогрева и охлаждения автомобильных кресел на основе элементов Пельтье. Но для того чтобы мощность электрокондиционеров достигла нескольких киловатт, требуемых для охлаждения всего салона, необходимо в несколько десятков раз снизить себестоимость термопар и одновременно увеличить их эффективность. Если это получится (а по словам американцев, материалоемкость своих экспериментальных устройств они уже снизили на порядок), то компактные охлаждающие пластины с вентиляторами можно будет распределять по салону децентрализованно — и гибко ими управлять, добиваясь оптимального микроклимата. Можно использовать элементы Пельтье и в роли вспомогательных охладителей, которые позволят снизить мощность и уменьшить размеры основного кондиционера.





Принцип работы элемента Пельтье











Кстати, существует еще один исследовательский проект, в котором участвует компания BSST, совместно с BMW, Ford и Visteon пытаясь утилизировать энергию выхлопных газов на основе другого термоэлектрического явления — эффекта Зеебека (см. АР №17, 2008).

Комментариев нет:

Отправить комментарий