пятница, 23 октября 2009 г.

Автобусная формула

Не секрет, что прошедшие «боевое крещение» в автогонках Формулы 1 инженерные решения активно применяются на серийных автомобилях. Недавно в дело пошла даже новая и дорогая, а потому вызвавшая множество споров в паддоках «королевы автоспорта», система рекуперации кинетической энергии KERS. Причем наибольший интерес к системе «повторного использования» потраченных на разгон сил проявили отнюдь не производители спорткаров, а крупные транспортные компании, занимающиеся массовыми перевозками пассажиров. Так, известный производитель тороидальных приводов — компания Torotrak — объявила о готовности начать производство системы рекуперации для пассажирских автобусов и легких коммерческих автомобилей, которая, согласно результатам проведенных испытаний, способна сократить расход топлива и выбросы токсичных газов как минимум на треть.





Принципиальная схема спроектированного инженерами фирмы Torotrak агрегата не слишком похожа на «формульную» систему KERS, но главная идея — накопление кинетической энергии — та же. Разница заключается в способе ее сохранения: гоночные болиды при торможении генерируют электричество, которое хранится в аккумуляторах и при необходимости питает вспомогательный мотор-генератор. А система Torotrak использует для этого вращающийся с огромной скоростью маховик, избегая таким образом потерь, возникающих при преобразовании кинетической энергии в электрохимическую и наоборот. Правда, и габариты у нее получаются не «формульными», но для пассажирских автобусов большой вместимости это не проблема. А еще такая система хороша тем, что не требует серьезных конструктивных изменений автобусов: устройство рекуперации подключается к трансмиссии при помощи собственного бесступенчатого тороидального вариатора с планетарной передачей, после чего ее маховик и трансмиссия автобуса могут свободно обмениваться кинетической энергией в зависимости от режима движения.







Комментариев нет:

Отправить комментарий