вторник, 28 апреля 2009 г.

ЛАЗ: хроника лихорадки

Львовский автобусный завод переживает крайне тяжелые времена. В начале двухтысячных предприятие купили бизнесмены из России. На его территории был поднят российский флаг, завод полностью обновил гамму и одно время даже был переименован в ЗКТ (Завод коммунальной техники). Однако в 2005 году в отношении бывшего председателя правления ЛАЗа Юрия Сорокина было заведено уголовное дело в связи с невыполнением заказов, а год спустя по той же причине начался еще один судебный процесс: завод не поставил автобусы, несмотря на оплату.








Идиллия советских времен: фотография ЛАЗа для Автоэкспорта





Тем не менее ЛАЗ регулярно участвовал со своими моделями в российских и даже зарубежных выставках. Большого успеха это не принесло: в 2007 году в Россию был поставлен один экземпляр из 471 выпущенных, в 2008 году — десять.





Завод (сейчас он называется ОАО «ЛАЗ») лихорадит: 26 января 1300 сотрудников перекрыли движение в городе, поскольку после выхода из неоплачиваемого отпуска их не пустили на предприятие.





На следующий день исполнительная служба Львова разбила ворота завода и силой конфисковала четыре новеньких автобуса в счет задолженности завода.





2 марта сотрудники завода обнародовали обращение к президенту Украины Виктору Ющенко, премьер-министру Юлии Тимошенко и председателю Верховной рады Владимиру Литвину. В нем говорится следующее: «Прокуратура Львовской области подтвердила, что приватизация ЛАЗа прошла с нарушениями закона: достаточно сказать, что на момент продажи завод был оценен всего в $5,5 млн — тогда как на его складах находилось комплектующих только на $5 млн!





Сейчас трудовой коллектив не получает зарплаты. Ни пикетирование, ни забаставки ситуацию не изменили. Массовое производство (в советские времена ЛАЗ ежегодно выпускал 14,5 тысячи автобусов и 27 тысяч автоматических коробок передач) превратилось в единичное, вмес­то немецких агрегатов, предусмотренных конструкцией, владельцы завода ставят китайские, от которых отказываются заказчики.





Мы расцениваем факт невыплаты зарплаты в течение многих месяцев как геноцид украинского народа и требуем вернуть предприятие в собственность Украины». 





17 марта рабочие ЛАЗа вновь вышли на демонстрацию: работникам завода выплатили только по 150 гривен (около 600 российских рублей) за декабрь, не заплатив за предыдущие девять месяцев. Долг по выплате зарплаты на ЛАЗ­е, около 5 млн гривен — один из самых крупных в области.





И, наконец, в конце марта прокуратура Львовской области арестовала директора завода Сергея Челяпина за «умышленную невыплату зарплаты», а российский владелец Игорь Чуркин был задержан в аэропорту и доставлен в прокуратуру для допроса (хотя позже его отпустили).





Что из всего этого этого выйдет — неясно, но былая слава к ЛАЗу уже не вернется. Не до нее: выжить бы.




Комментариев нет:

Отправить комментарий